Кафедра семиотики и общей теории искусства – ведущая теоретическая кафедра факультета – была создана в 2003 году, однако специализация по этой дисциплине началась в 2001 году. Заведующий кафедрой – декан факультета искусств академик Болонской Академии наук (Италия), академик Международной Академии наук и высшего образования (Великобритания) профессор Александр Павлович Лободанов.
По программе бакалавриата по кафедре читаются общие курсы: «Семиотика искусства», «Общая теория искусства», «Социология искусства», «Семиотика и философия изображения», «Семиотика и стиль хореографии», «Семиотика архитектуры», «Семиотика костюма», «Экспертный анализ произведений искусства», «Интегративное искусствознание» (часть «История изобразительного искусства»), а также общегуманитарные курсы «История», «Культурология» и другие.
В магистратуре факультета по кафедре семиотики и общей теории искусства открыты две магистерские программы – «Общая теория искусства» и «Изобразительное искусство». По завершении обучения в магистратуре студенты защищают магистерскую диссертацию.
По программам магистратуры по кафедре читаются общие курсы: «Философия искусства», «Феноменология искусства», «Морфология искусства», «Психология и педагогика художественного творчества», «Эстетика» и другие.
По кафедре читаются следующие специальные курсы и семинары: «Описание и анализ произведений искусства», «Изобразительное искусство: Древний мир, Античность, Средние века, Византия, Древняя Русь, европейское Предвозрождение и Возрождение», «Изобразительное искусство Нового и Новейшего времени», «Теория стиля и формы стилеобразования в искусстве XX века», «Интерпретация русской классики в искусствах», «Семиотика наскальных изображений», «Искусство Востока», «Коллекции в архивном хранении» и другие.
Преподаватели и студенты кафедры принимают активное участие в российских и международных научных конференциях, активно публикуют результаты своих исследований в университетских средствах печати и специализированных изданиях.
Для студентов, специализирующихся в области рисунка и живописи, базовая дисциплина – «Рисунок», включающая в себя такие части, как «Теория предметной формы», «Предметная форма в среде», «Цвет и форма», «Форма и свет», «Композиция», «Пространственность и плоскостность в рисунке», «Реализм и абстракция в предметном мире», «Формы человеческого тела», «Фигура человека», «Композиция картины», «Натюрморт», «Портрет», «Пейзаж». Студенты изучают и дисциплины, относящиеся к графике и графическому дизайну, такие как «Семиотика рисунка», «Графическая композиция», «Изображение и текст», «Композиция изображения на плоскости».
Студенты факультета принимают участие во Всероссийских выставках (ВВЦ, Манеж), а также экспонируют свои работы в залах Московского университета и факультета, выезжают на практики в С.-Петербург, Амстердам и Маайстрихт (Нидерланды), Пизу (Италия), Нью-Йорк и Вашингтон (США), Токио (Япония), Пекин (КНР) и др. города.
По программе бакалавриата по кафедре читаются общие курсы: «Семиотика искусства», «Общая теория искусства», «Социология искусства», «Семиотика и философия изображения», «Семиотика и стиль хореографии», «Семиотика архитектуры», «Семиотика костюма», «Экспертный анализ произведений искусства», «Интегративное искусствознание» (часть «История изобразительного искусства»), а также общегуманитарные курсы «История», «Культурология» и другие.
В магистратуре факультета по кафедре семиотики и общей теории искусства открыты две магистерские программы – «Общая теория искусства» и «Изобразительное искусство». По завершении обучения в магистратуре студенты защищают магистерскую диссертацию.
По программам магистратуры по кафедре читаются общие курсы: «Философия искусства», «Феноменология искусства», «Морфология искусства», «Психология и педагогика художественного творчества», «Эстетика» и другие.
По кафедре читаются следующие специальные курсы и семинары: «Описание и анализ произведений искусства», «Изобразительное искусство: Древний мир, Античность, Средние века, Византия, Древняя Русь, европейское Предвозрождение и Возрождение», «Изобразительное искусство Нового и Новейшего времени», «Теория стиля и формы стилеобразования в искусстве XX века», «Интерпретация русской классики в искусствах», «Семиотика наскальных изображений», «Искусство Востока», «Коллекции в архивном хранении» и другие.
Преподаватели и студенты кафедры принимают активное участие в российских и международных научных конференциях, активно публикуют результаты своих исследований в университетских средствах печати и специализированных изданиях.
Для студентов, специализирующихся в области рисунка и живописи, базовая дисциплина – «Рисунок», включающая в себя такие части, как «Теория предметной формы», «Предметная форма в среде», «Цвет и форма», «Форма и свет», «Композиция», «Пространственность и плоскостность в рисунке», «Реализм и абстракция в предметном мире», «Формы человеческого тела», «Фигура человека», «Композиция картины», «Натюрморт», «Портрет», «Пейзаж». Студенты изучают и дисциплины, относящиеся к графике и графическому дизайну, такие как «Семиотика рисунка», «Графическая композиция», «Изображение и текст», «Композиция изображения на плоскости».
Студенты факультета принимают участие во Всероссийских выставках (ВВЦ, Манеж), а также экспонируют свои работы в залах Московского университета и факультета, выезжают на практики в С.-Петербург, Амстердам и Маайстрихт (Нидерланды), Пизу (Италия), Нью-Йорк и Вашингтон (США), Токио (Япония), Пекин (КНР) и др. города.
Кафедра семиотики и общей теории искусства