Художественные классы Московского университета — основа художественного образования в России второй половины XVIII в. — в исторической перспективе представляют собой прообраз созданного в начале XXI в. факультета искусств Московского университета.

Созданию художественных классов предшествовало открытие при университете театральной школы, в которой обучались 22 человека. В 1756 году открывается университетский публичный театр, руководителем которого становится известный писатель Михаил Матвеевич Херасков.

Художественные классы Московского университета открылись 2 июня 1757 года в гимназии разночинцев и уже 27 июня 1757 года в газете «Московские ведомости» (№ 51) помещается объявление о приглашении актеров в университетский театр: «Женщинам и девицам, имеющим способность и желание представлять театральные действия, также петь и обучать тому других, явиться в канцелярию Московского Императорского университета». 29 января 1759 года «в открывшемся в Москве Российском театре вместе с актерами итальянской комической оперы Д.-Б. Локателли в спектаклях участвовали студенты университета».

Из художественных классов Московского университета выросла Академия трех знатнейших художеств, высшая художественная школа России. Инициатором создания Академии художеств был куратор университета И. И. Шувалов. «Зачатая по мысли Шувалова, который хотел науки водворить в отечестве вместе с искусствами. Академия первоначально была отраслью Университета». 23 октября 1757 года Шувалов представил в Сенат Доношение об учреждении Академии художеств, в котором говорилось, что «можно некоторое число взять способных из Университета учеников, которые уже и определены учиться языкам и наукам, принадлежащим к художеству: ими можно скоро доброе начало и успех видеть».

6 ноября 1757 года воспоследовал Указ Имп. Елизаветы Петровны об учреждении Академии трех знатнейших художеств. Местопребыванием ее был определен Петербург, но до 1764 года Академия находилась в ведении Московского университета. Первым президентом Академии стал И. И. Шувалов. В январе 1758 года ученики художественного класса были переведены в Академию художеств. «Класс Дюбуле, в котором учились будущие художники, был переведен вместе с учителем в Петербург, где зачиналась тогда уже Академия Художеств…». 

«В октябре 1763 года на торжественном собрании Академии трех знатнейших художеств за успехи, достигнутые в области мозаичного искусства, Ломоносов был избран ее почетным членом». 4 ноября 1764 года Академия художеств выделяется из ведения Московского университета в самостоятельное учебное заведение.

Художественные классы
Скорее всего, в XVIII веке дом принадлежал боярам Романовым. Это была их территория, вотчина, «квартира». Недалеко отсюда Романов переулок. Затем купец Якоби сдавал его в аренду под квартиры профессоров университета. В XIX – начале XX века дом принадлежал Рихтерам. Сохранился подробный план строения. После Великой Отечественной войны здание было передано университету, где до 2000-х годов находился обменный фонд (книгохранилище) университетской библиотеки. Когда руководство факультета делало капитальный ремонт здания, то обнаружилось много интересного. На первом этаже в стене была найдена арка – в XVII-XIX веках это был парадный въезд во двор здания. А во дворе обнаружили настоящую булыжную мостовую. По воспоминаниям профессора Московского университета М. П. Погодина, в танцевальном зале (сейчас здесь проходят занятия и заседания Ученого совета факультета) «отплясывал Николай Васильевич Гоголь».
В 1755 году при Московском университете были созданы и функционировали до пожара 1812 года две гимназии – «дворянская и разночинская: в первой должны были образоваться дети потомственных и личных дворян, в другой же Гимназии дети канцелярских служащих, священно- и церковно-служительские, солдатские, купеческие, мещанские, и всяких других свободных званий люди, кроме крепостных…».

Гимназия разночинцев служила преимущественно цели обучения «наукам, принадлежащим к художеству… Число таких учеников, которые определены были для художеств, 2-го Июля 1757 года было 24. Они учились петь у Дуни, рисовать у Стенглина, инструментальной музыке у Клима Яновского, механическим искусствам у Шульца»; будущие художники учились в классе Дюбуле. Из разночинцев, учившихся в Гимназии, лучшие «назначались для того, чтобы поступить в художники по части различных искусств. Здесь должно было образоваться и актерам. Из этой Гимназии вышли знаменитый архитектор Баженов, и после известный актер Плавильщиков».

25 мая 1759 года итальянский антрепренер Д.-Б. Локателли заключает договор с университетом; набрано 18 человек, из них 2 актера . Немногим ранее, 29 января 1759 года «в открывшемся в Москве Российском театре вместе с актерами итальянской комической оперы Д.-Б. Локателли в спектаклях участвовали студенты университета». В 1760 году из 30 студентов университета 4 назначили себя для театра; сверх общей численности в 100 учеников гимназии «18 учеников из разночинцев составляли труппу Московского театра и содержимы были на иждивении Локателли, который заведовал Русским театром и Итальянской оперой. Из этих 18-ти десятеро должны были учиться музыке вокальной и инструментальной, двое театральной живописи и шестеро танцам. Университет имел таким образом средства для своего домашнего театра, которым иногда угощал своих посетителей. Так, например, 28 апреля 1760 года, в день своего акта, Университет пригласил знатных особ и дворянство в Оперный дом на Итальянскую интермедию».

Художественное образование в гимназии разночинцев